МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития интереса к изобразительному творчеству» Воспитатель Высшей категории: Спицына Елена Алексеевна МДОУ «Детский сад № 4 «Родничок»

МАСТЕР-КЛАСС

 «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития

интереса к изобразительному творчеству»

Воспитатель Высшей категории: Спицына Елена Алексеевна

МДОУ «Детский сад № 4 «Родничок»

Есть рисование обычное: традиционное во всем.

Материалы нам привычные, но речь сегодня не о нем.

О способах альтернативных хочу немного рассказать.

 Свою большую эффективность они успели доказать.

 Занятия нетрадиционные включают множество идей.

 Порою провокационные, но интересны для детей.

 В них необычно сочетаются материал и инструмент.

 И все прекрасно получается, и  равнодушных точно нет!

 Мы в детстве часто рисовали обычной палкой на земле.

 Зимой окно запотевало – мы рисовали на стекле.

 Необычными вещами мы рисуем без труда.

 Щетка старая зубная соль и свечка восковая.

 Из-под спичек коробок и  засушенный листок.

 А петух и осьминожка получаются ладошкой.

 Если кисточкою тыкать, то есть рисовать тычком,

 То получится мурлыка с мягким плюшевым хвостом.

 Нарисуем, всё отмоем и ладошки ототрем.

 И рисунками своими полюбуемся потом.

 Вот так мы постепенно и знакомимся

 Со свойствами и качеством вещей.

 Как здорово, что столько есть возможностей!

 Как здорово, что столько есть идей.

КЛЯКСОГРАФИЯ

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса.  В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

• Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще  и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.

• Пример техники кляксографии:

• Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.

• Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.

• Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.

• Раскрыть лист и посмотреть, что получилось

• Проделать ту же самую операцию  с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.

• Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.

РАЗДУВАНИЕ

• Эта техника чем-то похожа на кляксографию. Так же как и при кляксографии на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Детям очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.

• Пример рисунка и технике раздувания краски:

• Кисточкой рисуем ствол дерева коричневого цвета.

• Над стволом дерева наносим кистью большую каплю яркого цвета (желтую, красную, оранжевую, зеленую), разведенную водой. Если развести сильно, то "ножки" при раздувании будут толстые, если погуще - тонкие и аккуратные.

• Помещаем в цент капли трубочку и начинаем раздувать в разные стороны, поворачивая лист.

• Рядом с первым нанести пятно другого цвета и раздуть его. При этом ножки соседних пятен могут пересекаться и сливаться. Из нескольких пятен изображаем округлую крону дерева. Таким же образом можно выполнить 2-3 дерева.

• В дополнение к композиции нарисовать этим же методом ежиков. Пятно черного цвета раздуть в верхней его части. Кистью дорисовать мордочки и лапки. Поверх иголок листик, грибок или яблочко.

• Можно дорисовать солнышко и облака.

МОНОТОПИЯ

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.

• Пример рисунка в технике монотипия• Берем голубой  лист. Предварительно белый лист можно закрасить голубой краской. В верхней части листа поэтапно нарисовать  гуашью объекты пейзажа: деревья, кустарники, горы, дом, солнце, облака и т.д.

• Затем сложить лист по нижней границе перехода рисунка в водную гладь и прижать. Таким образом, получится отражение пейзажа в воде.

• Пейзаж на берегу оживить красками, чтобы он был более четкий и яркий чем его отражение в воде. Отражение на воде подкрашивать не надо оно остается слегка размытым.

• Усложните рисунок, сложите лист на три части, тогда получиться отражение предметов, которые находятся на воде, например, лодка с парусом.

КАРАКУЛЕГРАФИЯ

• Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие-нибудь каракули, то можно увидеть в них какие-то объекты.  Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект. По сложности задач развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так как требует определенного уровня развития воображения, опыта, наблюдений.

• При первоначальном знакомстве с каракулеграфией разумнее предложить ребенку лист с каракулями (полуконтуры с изображением знакомых зверушек). Если ребенок будет испытывать затруднение  в узнавании объектов, можно использовать наводящие вопросы, загадки.

• Пример рисунка:

• Внимательно рассмотреть незаконченный контур, определить недостающие элементы предмета.

• Дорисовать простым карандашом недостающие детали объекта.

• Раскрасить готовый рисунок.

• По желанию дополнить композицию тематическими элементами.

РИСОВАНИЕ КРУПАМИ

Благодаря экологической чистоте крупы, которую мы покупаем в магазине, рисование крупой (рисом, манкой, гречкой, перловкой, пшеном и геркулесом) – является замечательной техникой рисования и прекрасным досугом для маленьких детей. Рисование крупой привлекает малышей ещё и внешними свойствами круп — у каждой свой цвет, размер, форма. Поверхность рисунка из крупы всегда рельефна.  

РИСОВАНИЕ МЯТОЙ БУМАГОЙ

Рисунки мятой бумагой - это презанятная нестандартная техника рисования .

Преимущества рисования мятой бумагой:

• Бумажный комочек  ребенок способен изготовить своими руками (заодно развивает самостоятельность и тренирует мелкую моторику)  

• Цветную воду для печатания - опять же под силу развести ребенку, хотя, может быть и с Вашей помощью - и это не менее увлекательно, чем само рисование!

•  Отпечатки от комочков бумаги - размытые, не похожие один на другой, формы создаваемых пятен  самые неожиданные - всё это  хорошо развивает фантазию! Её, кстати, можно проявить и в обрисовывании созданных абстракций кистью с краской - оживляя их, создавая им настроение, сюжет.

• Технология рисования мятой бумагой также позволяет делать плавные переходы из одного цвета в другой, варьировать насыщенность цвета оттиска, что немаловажно для создания рисунка.

РИСОВАНИЕ НА МЯТОЙ БУМАГЕ

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной – это называется эффектом мозаики.

Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги.

РИСОВАНИЕ ШТАМПАМИ

Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное.  . Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

• Штампиком может служить не только картофелина или другой овощ, а так же и крышки от бутылок , бутылки пластиковые, колпачки от фломастеров, пуговицы, небольшие коробочки и т.п.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ И НЕОБЫЧНАЯ ТЕХНИКА  "ГРАТТАЖ"

  Будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей младшего возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста - самостоятельно. Техника в выполнении проста, состоит из трёх этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребёнка интерес и воспитывают внимание, усидчивость, чувство последовательности и умение доводить начатое дело до конца. Ребёнок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно-исследовательскую деятельность.

"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как "Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: "Попробовав технику "Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова".

Технику "Граттаж" можно выполнять в нескольких вариантах.

Вариант № 1. (самый простой).

• 1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.

• 2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист картона так, чтобы не было пробелов.

Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

• 3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка, перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте наносить запланированный рисунок. Рисовать можно полосы, различные линии или штрихи. Вообщем, то, что Вам хочется.

СВЕЧА+АКВАРЕЛЬ

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изобра¬жения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Примерные темы: "Подснежники для мамы", "Заколдованные картинки".

НАБРЫЗГ

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовать  недостающие линии кисточкой.

Нетрадиционные приёмы рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать ребенку, в силу несформированности изобразительных навыков, намного труднее. А главное, нетрадиционные приёмы рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.

Нет комментариев
Добавить комментарий